Про Виктюка…
Роману Григорьевичу Виктюку посвящается…
Написано на вторые сутки после смерти величайшего театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка.
Почему я посмел написать о нем?
Логического объяснения нет, да и быть не может. Эмоция! Скорее всего связанная с пониманием, что факт ухода из жизни величайшего мастера нужно обязательно зафиксировать, прежде всего для себя самого.
Мы не были знакомы. Да посчастливилось однажды попасть на его день рожденья, но в статусе «один из многочисленных и вряд ли опознанных». То был его предпоследний день рожденья. Последний он провел в больнице, где в итоге и скончался.
Виктюк ворвался в жизнь как-то сразу, заполнив своим гениальным театральным наркотиком все пустующие клетки мозга. Наверное, именно так чувствуют себя наркоманы, попробовавшие героин. Их потом уже ни один наркотик не цепляет.
Как это ни странно, все началось со спектакля «Сергей и Айседора». Как потом оказалось, одного из самых нетипичных для режиссуры мастера. Но то оказалась первая легкая доза Виктюковского наркотика, которая, попав в кровь, сильно встряхнула.
Когда-то в молодости я уже видел несколько творений Виктюка, но тогда они не тронули. Причины: молодость, глупость, примитивные заботы и текучка, время тогда не пришло. Восприимчивость к магии Романа Григорьевича мозг приобрел, когда стукнул «полтинник».
Второй спектакль, как новая ударная доза – конечно же это были «Служанки». Затем буквально залпом «Саломея», «Мелкий бес», «Мандельштам», «Нуриев», «Крылья из пепла», «Несравненная», «Экзюпери», «Венецианка», «Маугли», «Чернобыль», блестящие премьеры «Танго» и «Отравленная туника».
Отдельная история – «Федра». Этот спектакль прилетел вместе с голосом еще одного гения сцены, оперной королевы Елены Образцовой. Однажды наткнулся на документальный фильм о ее жизни, где та несколько раз упомянула Виктюка и то, как она упросила его сыграть в «Федре».
- Образцова! Упросила! – подумал я, срочно помчавшись в театр.
«Федра» стала решающей и окончательной дозой уже Виктюковско-Образцовского наркотика, слезть с которого нет никакой возможности, да и желания.
Как объяснить магию Виктюка?
Можно придумать много красивых слов, погонять их туда-сюда. В стиле, как говаривал мастер: «Одна села, две встали, ну что за режиссура!» Нет – так не пойдет. Тут нужны слова и толкования иного рода, иного смысла.
Виктюк и его спектакли изменили мою реальность и повседневность. Он показал новые правила игры, новую планку устремлений. Причем это более жесткие правила игры и невыносимо высокая планка!
Это как у прыгунов в высоту. Когда-то никто не думал о том, чтобы прыгнуть выше шести метров, а один взял и махнул. Вот и Виктюк задал такую планку театрального действа и прилагающейся к нему инфраструктуры, что хочется во всех иных проявлениях равняться именно на нее.
Уже зафиксирован случай, когда Роман Григорьевич напрямую вмешался в сюжет того, что я теперь смело именую «мои книги». Посмотрев два его спектакля, я вдруг понял, что сюжет книги «Ассемблер» нужно изменить. Добавив туда вирус Жана Жене получил отличную концовку (так говорит продающий книги робот и рейтинг).
Второе «вмешательство в выборы» случилось в следующей книге, куда вторгся ученик Романа Григорьевича – Дмитрий Бозин. А кто же еще мог стать наставником главной героини по прозвищу «Махаллат» в произведении с названием «Бесы 3.0».
Ну а как только будут дописаны эти строки я продолжу работу над новым твореньем, которое без влияния Романа Григорьевича было бы просто невозможно.
Я наконец засел за театральную пьесу. Почему «наконец»? Да потому что не представляю, какого беса я не сделал этого раньше? Это же «капитан очевидность»!
И нечего тут притворяться, это будет полное подражание великому мастеру, тому, что он ставил. О страшном вопросе «поулчится ли» даже думать не хочу. Это надо просто сделать, а потом будет видно – «в мир или в сортир»!
Последняя фраза тоже из подслушанных. Мастер произнес ее во время репетиции «Реквием по Радамесу» с гениальными Аросевой, Васильевой и Образцовой.
Боже, они все уходят и уходят. Жизнь оказывается очень короткая штука. Надо перестать заниматься всякой неинтересной чушью и поторопиться!
Тешусь иллюзией, что магия мастера витает вокруг, принуждая уйти в другой файл, чтобы продолжить писать пьесу. Она называется «Ягуар», но вы уже поняли, каким бы ни оказался сюжет, он все равно будет про него…. Про Виктюка…