Барановский спрашивает, Милованов отвечает

Новости Просмотров: 10349

Константин Барановский - экономический журналист, автор уникальной серии книг о финансовой журналистике «Деньги не спят», «Деньги говорят», «PRoдавая деньги», неоднократный победитель банковской премии «Золотой элефант» беседует с писателем Максимом Миловановым.


Барановский. Запад или Восток? Царь или президент? Тирания или свобода? Эротика или хиджаб? Революция или… Такова преамбула последней книги «Ягуар». Предыдущая «Бесы 3.0» тоже была с революционным подтекстом. Что, в воздухе пахнет революцией?

Милованов. Не просто пахнет, революция на пороге. Она не такая, какую знаем по учебникам, какую привыкли видеть на телевизионных экранах. Ее имя – «третья промышленная».

Напомню кульминационные моменты первой и второй промышленных революций. Первая - переворот 1917 года, гражданская война. Вторая – распад СССР, события 1991-1993 годов, «лихие девяностые».

В книге «Бесы 3.0» я описал события «третьей промышленной». Главная героиня книги родилась в 1993 году под грохот танковых орудий, расстреливающих парламент. Она администратор в одной из башен «Москва-Сити», о революциях и путчах знает лишь из компьютерных игр. Но именно ей предстоит стать главным мятежным бесом. Таков современный мейнстрим – «вождем» может стать кто угодно (вспоминаем Тихановскую в Беларуси!).

В 1993-м самые кровопролитные сражения разворачивались вокруг первых фундаментов башен «Москва-Сити». Тогда дерзкий и бойкий капитализм окончательно одолел социализм. Башни «Москва-Сити» тут же взметнулись ввысь, став олицетворением новой русской мечты, богатства и успеха. Но бумеранг всегда возвращается, и очередные бунтари уже готовы к новому раунду революционной бесовщины.

«Офисный я планктон или право имею?» - таков их лозунг. Задавленные ипотеками, долгами и прочими проблемами «белые воротнички» давно горят желанием сыграть по-крупному. Самым отчаянным не нужна идеология, достаточно лишь злости и амбиций.

Еще немного, и технологии 3.0 позволят организовывать бунты без всяких живых организаторов. Подобного вызова ранее просто не существовало и неповоротливые государственные машины к такому точно не готовы. Речь, кстати, не только о России, но и о США с Европой.

Первые «сакральные жертвы» уже есть (вспоминаем трупы в американском Конгрессе!) Третья промышленная - пока единственная из революций, не отмеченная большим кровопролитием. Уверен, она свое возьмет.

Барановский. Поэтому литература взяла верх над политтехнологиями и политикой? Политика слишком грязное дело, да?.. (Примечание: помимо литературных наград Максим Милованов обладатель трёх «политтехнологических Оскаров» - так называют главную награду Ассоциации российских политтехнологов, премию РАПК и третий номер в ТОП 10 российских антикризисных менеджеров, траблшутеров).

Милованов. Политики уходят - культура остается навсегда… Фраза принадлежит мне лишь наполовину, так как невозможно изобрести нечто стопроцентно новое. Человечество сочинило и придумало уже все – усталость от политики и политиков в том числе.

Представьте, что вы стоите на конвейере и штампуете деталь за деталью, партию за партией, кандидата за кандидатом. Да, у вас неплохо выходит, вы передовик производства, начальство вручает вам порой какие-то награды и премии. Но политтехнологический пот – это цинизм, а кровь – холодный расчет. От подобного страшно устаешь.

Некой отдушиной стал траблшутинг - смесь маркетинга, пиара, лоббизма, антикризисного управления и социальной инженерии. Это и сейчас основной источник дохода, так как писательские гонорары в России, увы, пока несоизмеримы с гонорарами траблшутеров (я о качественных представителях профессии, а не о выпускниках вузов, которые пишут в резюме это модное слово).

Но траблшутинг – все та же ловушка, а бизнес – еще более суровая штука, чем политика. Корпоративные войны выматывают почище «переворотов в банановых республиках».

Настоящее и единственное спасение – культура. В моем случае – литература. Культурные переключения – вот где настоящий глоток свободы.

Барановский. Банальный вопрос, но все же… как начался творческий путь, как стало понятно, что нужно быть писателем, и что помогло в становлении (люди, связи, литагенты, деньги, и так далее)?

Милованов. Все началось с визита в издательство «Вагриус» где-то в середине девяностых. Приехал, привез какое-то наивное «произведение» и, к счастью, повстречал там удивительных людей.

Легендарный редактор «Вагриуса» Людмила Лузгина, прочтя мой юношеский опус, сказала: «Ваше творение, Максим - чушь несусветная, но в строках есть «божья искра». Поэтому вот вам задание. Мы сейчас готовим детективную серию, а у вас есть любопытный персонаж – инспектор по делам несовершеннолетних Валентина Глушенкова. Пожалуйста, не убивайте ее, а напишите несколько рассказов, где она – сквозной герой. Рассказы нужны к худсовету, ни часом позже...»

Ничто так не сподвигает к творчеству, как заказ, поэтому ровно в назначенный срок я прибыл в «Вагриус», где по моему поводу собрался небольшой «консилиум», в который входили такие литературные величины, что в «аж в зобу дыханье сперло».

«Годится, - неожиданно вынес вердикт консилиум, - Но, чтобы продолжать дальше работать с нашим издательством, надо подучиться. На врожденных качествах далеко не уедешь…»

Мне «выдали» двух учителей, да еще каких. Первый - кинорежиссер Александр Митта (тот самый, что снял «Экипаж», «Звонят, откройте дверь» и т.д.). Учебник Александра Наумовича «Кино между адом и раем» до сих пор – настольная книга. Всем начинающим писателям и драматургам советую! Второй мой бесценный наставник - легендарная Ирина Николаевна Полянская (та самая, что написала «Превратности любви» и «Прохождение тени»). Она просто перезагрузила мой неуклюжий русский.

Понятное дело, имея таких менторов, невозможно было валять дурака, пришлось научиться писать хорошо. В итоге, в «Вагриусе» вышло несколько моих книг: «Кафе «Зоопарк», «Естественный отбор», «Рынок тщеславия» и т.д. Последняя, заняв второе место в литературном конкурсе «Жизнь состоявшихся людей», стала своеобразным пропуском в зрелое литературное сообщество. Ну а дальше – пошло, поехало…

Писательское ремесло такое же ремесло, как и все остальные. Необходимо постоянно учиться, причем учиться у лучших. Важны все детали: учителя, усердие, трудолюбие. «Божья искра» тоже должна присутствовать. Как же без нее? Но лучше, когда ее замечают и отмечают другие, а не сам автор. Поэтому – побольше самоиронии. Как говорил один из учителей: «Короны и нимбы оставляем в раздевалке…»

Барановский. В каких жанрах лучше работается и почему?  Где и как черпаются сюжеты и вдохновение? Обязательно ли писателю иметь жизненный опыт в том, о чём он повествует?

Милованов. Начну с примера. Вот, например, как появилась на свет книга «Бесы 3.0». Она родилась из двух эпизодов.

Эпизод первый. Я в гостях у старинного друга Павла Кульнева (у того есть свой небольшой аэропорт). Сижу с ним в аэропорту, пью чай, смотрю на телеэкране (почему-то без звука) сериал «Бесы» по Достоевскому. На экране Сергей Маковецкий и Антон Шагин что-то бурно обсуждают, машут руками. А я в этот момент думаю (после какого-то траблшутинга), что «бесы» времен Достоевского просто дети малые в сравнении с «бесами» современными, теми, например, что живут и творят в «Москва-Сити».

Эпизод второй. Москва-Сити. Шагаю по мосту «Багратион», выныриваю с него на улицу, а там десятки молодых людей фотографируются на фоне сверкающих башен. И тут кто-то говорит: «Интересно, что в этих башнях творится?» И тут я вспоминаю аэропорт, сериал «Бесы» и понимаю, что знаю довольно точный ответ на вопрос тех молодых людей. В башнях творится сущая бесовщина, которую еще никто не переложил на бумагу.

В подобных случаях главное не лениться, а сесть и начать писать. Сколько интересных сюжетов гибнет именно так – из-за элементарной «творческой лени». Я не поленился, в тот же вечер начал работать над книгой.

Что касается «знания предмета» – да, оно необходимо. В случае с «Бесами 3.0» погруженность в закулисье деловой жизни Москва-Сити помогло. Без подобных знаний писать было б не о чем. Читатель подобные вещи чувствует. И потом – это же так увлекательно, писать, о том, что хорошо знаешь.

Насчет жанров. На мой взгляд любой жанр хорош, кроме скучного. Форма всегда близка к детективной. Так легче и писать, и читать. Даже «Ассемблер» - серьезное по духу и посылу произведение - я тоже упаковал в легкую детективную оболочку.

Барановский. Кстати, про «легкую» оболочку. Пишут, что «Ассемблер» не так уж и легок. Поговаривают про нечто необычное, чуть ли не про новое направление. Книга вошла в ТОП лучших книг карантина по версии журнала «Эксперт», вместе с «Порогом» Лукьяненко и «Эпидемией» Вагнер. Что же такого особенного в «Ассемблере»?

Милованов. «Ассемблер» имеет подзаголовок «Встретимся в файлах». Книга на стыке нескольких жанров. Такое встречается в фильмах, например, Кэмерона, когда вроде веселый боевик, а потом вдруг бабах – и все заплакали. Я изначально ничего трагического не задумывал. Вначале была обычная, даже веселая история о хакере и искусственном интеллекте. Но как часто случается – жизнь подкинула сюжет, который невозможно придумать. Он связан с личной потерей.

Психологи не дадут соврать - многие открытия и прорывы созданы как ответ на глубокое психологическое потрясение. Вот и мой труд в итоге оказался не детективным, не фантастическим, скорее научным. Он касается вопроса: а что после смерти? Как там ситуация с Создателем – существует он или нет? Где материальные доказательства его существования, ну или хотя бы некое средство связи – приложение, транслятор, ассемблер.

«Культурология» назвала «Ассемблер» одним из лучших произведений последних лет на тему веры. Я сам его в подобном контексте даже не рассматривал. Как никогда не думал, что мне вдруг понадобятся те знания, которые получил в детстве в УПК (помните были такие – учебно-производственные комбинаты). Там я изучал программирование. Язык ассемблер сильно пригодился. Оказалось, на нем разговаривают не только машины.

Барановский. Говорят, в книге есть абсолютно четкая фабула – человечество никогда не полетит на Марс! Значит Илон Маск зря туда собирается?

Милованов. Маск неудержим… Мы, люди, постоянно хотим куда-то убежать, найти «идеальное место» для жизни, причем, как ни странно, ищем его как можно дальше от дома. Нами якобы движет жажда открытий, и поэтому мы так неистово изучаем космос. Надо быть честными. На самом-то деле мы вовсе не хотим изучать космос, мы хотим Землю расширить до размеров космоса.

Достаточно примитивная, на мой вкус, философия, похожая на философию опухоли, которая так же безмерно и глупо разрастается, приближая себя к неминуемой гибели. В итоге обязательно прилетает «антибиотик», ну там метеорит какой-нибудь или пандемия. Полагаю, мы можем нарваться на нечто подобное. Есть подозрение, что Создатель против гуляния неконтролируемого тромба по своей кровеносной системе. Шутка…

Почти шутка… В «Ассемблере» заселение людьми Марса так и не состоялось, хотя активно готовилось. Нечто из файлов (которое многие называют Создателем) предложило сделку. Та сделка была ценностная, неосязаемая, не измеримая деньгами, вообще не имеющая стоимости, а потому очень сложная для человека.

Кстати, я очень рад, что на книгу много откликов. Столько электронных писем я не получал никогда. «Ассемблер» многих тронул, и я этим дорожу, даже немножечко горжусь. Конечно, сильно помогло пандемическое совпадение – книга необыкновенно точно легла в контекст апокалиптического происходящего.

Барановский. На подходе очередной новый жанр – пьесы «Ягуар» и «Ростовщики». Почему вдруг драматургия?

Милованов. Я уже говорил о важной роли наставников. Когда мне стукнул «полтинник» и я наивно полагал, что учиться уже поздно – грянул гром. Я угодил в театральное сообщество, где познакомился с творческим гением Романа Григорьевича Виктюка.

Да, я видел несколько спектаклей Виктюка ранее, но тогда, видимо, время еще не пришло. Я не был готов к правильному восприятию. Где-то два с половиной года тому назад я почти случайно попал на спектакль «Сергей и Айседора». Толком ничего не поняв, решил разобраться с помощью других виктюковских легенд – «Служанок», «Федры» и «Саломеи», которые окончательно «сломали мозг».

Посещая спектакль за спектаклем, я вдруг понял, что совсем ничего не знаю о драматургии и режиссуре. Виктюк поразил своими решениями в стиле «форма есть содержание». Удивительно, как он строит композицию, какие смыслы закладывает в жесты, во фразы, даже в аксессуары. Для человека пытливого ума виктюковские ребусы - это увлекательная школа.

К сожалению, в возрасте 84 лет Роман Григорьевич скончался. И единственным способом хоть как-то почтить его память, хоть как-то высказаться было написать пьесу. С перепугу написал аж целых две.

Первая «Ягуар» - драма, посвященная, конечно же, гению Виктюка. Вторая «Ростовщики» - трагикомедия на тему банкиров, долгов и «счастья в кредит». 

 

Полностью беседа опубликована здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5cc5ac2b55ab6d00b3edfc97/maksim-milovanov-politiki-uhodiat-kultura-ostaetsia-navsegda-607a85ed6d0d247e5355ca5d?fbclid=IwAR3Q6B1S_9UO3gVdlx7v_FGPf_1l5N52PfJue-QgIjuV-Jgjd1tKPXdkCqQ

 

 

Печать